Банковская гарантия Печать E-mail
Банковскую гарантию дают банки или иные кредитно-финансовые учреждения, в т.ч. игровые общества (гарант) по просьбе заемщика (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате. За выдачу гарантии принципал уплачивает гаранту вознаграждение. Банковская гарантия не может быть отозвана гарантом и передано другому лицу, если в ней не предусмотрено иное.


Гарантия вступает в силу со дня ее выдачи и представляется гаранту в письменной форме.

Основанием прекращения банковской гарантии служат:

- уплата бенефициару (банку кредитору) суммы, на которую выдана гарантия;
- окончание срока гарантии;
- отказ бенефициара от своих прав по гарантии и возвращении ее гаранту;
- отказ бенефициара от своих прав по гарантии заявлением гаранта об освобождении от его обязательств.

Гарант отказывает бенефициару в удовлетворении его требований, если:

- требования или приложенные к нему документы не соответствуют условиям гарантии либо представлены гаранту по окончании определенного в гарантии срока;

- гаранту для удовлетворения требования бенефициара стало известно, что основное обязательство, обеспеченное гарантией полностью или в соответствующей части уже исполнено, прекратилось по иным основаниям либо недействительно.

Гарант, которому стало известно о прекращении гарантии, и отказ гаранта удовлетворить требование бенефициара должен уведомить принципала и бенефициара об этом.

По общему правилу, банковская гарантия является безотзывной, поскольку не может быть отозвана выдавшим ее гарантом. Права бенефициара по банковской гарантии непередаваемы, т.к. принадлежащее бенефициару требование к гаранту не может быть передано другому лицу.

Основная обязанность гаранта состоит в удовлетворении письменного требования бенефициара, предъявленного с соблюдением условий гарантии. ГК РФ устанавливает также сопутствующие этой основной обязанности дополнительные обязанности гаранта, связанные с рассмотрением требования бенефициара.

В частности, по получении требования бенефициара гарант должен без промедления уведомить об этом принципала и передать ему копии требования со всеми относящимися к нему документами. Требование бенефициара должно быть рассмотрено гарантом в разумный срок. Гарант должен проявить разумную заботливость, чтобы установить, соответствуют ли это требование и приложенные к нему документы условиям гарантии (ст. 375 ГК РФ).

Оценка того, является ли срок, затраченный гарантом на рассмотрение требования бенефициара, разумным, должна производиться судом при рассмотрении спора между гарантом и бенефициаром с учетом всех конкретных обстоятельств такого спора. Данное обстоятельство имеет большое практическое значение для определения момента, с которого гарант может считаться должником, просрочившим денежное обязательство. От этого и зависит объем ответственности гаранта.

Определяя пределы обязательства гаранта (ст.377 ГК РФ), разграничивается само обязательство гаранта уплатить денежную сумму, на которую выдана гарантия и ответственность гаранта за невыполнение или ненадлежащее выполнение этого обязательства.
В первом случае объем выполняемого гарантом обязательства не может выходить за пределы суммы, обозначенной в банковской гарантии.

Во втором случае по общему правилу ответственность гаранта за нарушение обязательства, вытекающего из банковской гарантии, не ограничивается размером суммы гарантии, если самой гарантией не предусмотрено иное. Это означает, что по общему правилу, при невыполнении или ненадлежащем выполнении своих обязательств гарант несет ответственность в порядке и на условиях, предусмотренных гл. 25 ГК РФ.

В этом плане ответственность гаранта с момента истечения разумного срока на рассмотрение полученного им требования бенефициара ничем не должна отличаться от ответственности должника по денежному обязательству. Помимо требования о взыскании суммы, на которую выдана гарантия (по сути это требование об исполнении обязательства в натуре), бенефициар вправе также потребовать от гаранта уплаты процентов годовых на эту сумму (ст. 395 ГК РФ), а также в части, не покрытой процентами, возмещения причиненных убытков (ст. 393 ГК РФ).

При анализе норм о банковской гарантии необходимо дифференцировать и сами требования бенефициара к гаранту на требование об исполнении обязательства и требование о применении к гаранту к установленной ответственности с точки зрения порядка и сроков их предъявления. Неудовлетворенное гарантом письменное требование бенефициара об исполнении обязательства может быть предъявлено бенефициаром в форме иска в пределах общего срока исковой давности.

Начальным моментом, для исчисления которого может служить истечение разумного срока на рассмотрение гарантом первоначально заявленного письменного требования бенефициара. Этот же момент - отправная точка и для исчисления срока исковой давности по иску бенефициара о взыскании с гаранта убытков и процентов годовых. При всех условиях такой иск не ограничен сроком, на который выдана гарантия, и может быть предъявлен бенефициаром в пределах общего срока исковой давности.

Изложенные выше характеристики банковской гарантии делают ее одним из самых надежных, твердых в обеспечении исполнения обязательств. В этом ее привлекательность для кредиторов и причина широкого применения банковской гарантии в имущественном обороте. В других странах, а также в отношениях российских юридических лиц с иностранными организациями она используется довольно часто.

Содержание правовых отношений гаранта и принципала включает в себя следующие права и обязанности:

1) за выдачу банковской гарантии принципал уплачивает гаранту вознаграждение;

2) по получении требования бенефициара гарант должен без промедления уведомить об этом принципала и передать ему копии требования со всеми относящимися к нему документами;

3) гарант вправе потребовать от принципала в порядке регресса возмещения сумм, уплаченных бенефициару по банковской гарантии, в порядке и на условиях, определяемых соглашением гаранта с принципалом, во исполнение которого была выдана гарантия. Если гарант уплатил бенефициару денежные суммы не в соответствии с условиями гарантии или нарушены обязательства гаранта перед бенефициаром, то он не вправе требовать от принципала возмещения этих сумм. Однако соглашением гаранта с принципалом может быть предусмотрено иное, в т.ч. полная или частичная компенсация соответствующих расходов гаранта принципалом;

4) гарант, которому стало известно о прекращении гарантии, должен без промедления уведомить об этом принципала;

5) гарант, которому при рассмотрении требования бенефициара и приложенных к требованию документов стало известно об исполнении основного обязательства, его недействительности или прекращении, должен немедленно сообщить об этом принципалу и бенефициару. Рассчитывая плату за предоставление банковской гарантии, гаранты обычно учитывают:

- риск платежа бенефициару по гарантии;

- вероятность возмещения уплаченных сумм за счет принципала. Чем выше риск платежа по гарантии и чем ниже вероятность исполнения регрессных обязанностей принципалом, тем чаще гаранты просят принципалов предусмотреть обеспечение своих регрессных обязанностей способами;

- операционные расходы.

Взимаемая с принципала плата за гарантию тем меньше, чем стабильнее его финансовое состояние, короче срок предъявления требования к гаранту, надежнее обеспечено регрессное требование гаранта к принципалу, сложнее условия, при выполнении которых бенефициар может предъявить требования к гаранту.
 
© 2013-2016 triton-it.ru. All rights reserved